Экология мышления и теория спиральной динамики

Многие задаются вопросом: от чего зависит отношение людей к животным? Может, попросту кто-то любит, а кто-то не любит их, да и все дела? Психологи и социологи, изучающие эволюцию мышления, дают иной ответ.

Те, кто хоть бегло знакомился с моделями эволюции мышления (спиральная динамика и тому подобные), помнят, что мышление человека, как и культура любых организаций, проходит через фиксированные стадии:

  • инстинктивная,
  • магическая,
  • героическая,
  • абсолютистская,
  • рациональная,
  • экологическая,
  • интегральная,
  • холистическая…

Ближе всех к восприятию природы люди магической парадигмы мышления (фиолетовый маркер, ценности принадлежности и безопасности). Вообще говоря, они себя от природы не отделяют, для них олень, на которого охотятся, или тигр, который охотится на них, — это брат. Для Маугли любой зверь в джунглях — член большого сообщества, соблюдающего Великое Перемирие во время засухи. Поэтому первобытные охотники просят прощения у духа убитого оленя, а современная одинокая старушка обсуждает с кошкой политическую ситуацию.

Совсем иначе относятся к животным люди героической парадигмы мышления (красный маркер, ценности победы, воли, власти). Для них животное — противник, сразиться с ним — вызов и возможность доказать себе и другим собственное превосходство. Здесь и только здесь возможна охота не для утоления голода, а охота как спорт, как развлечение. Это удел «новых русских» и им подобных, и пусть вас не введет в заблуждение слово «героическая» в названии парадигмы мышления, ибо встреча с ее носителем обычно приносит мало удовольствия. Даже Ахиллес в быту был невыносим, чего уж говорить о современных нам бандитах, чиновниках и начальниках-тиранах.

Люди абсолютистской парадигмы мышления (синий маркер, ценности правды и справедливости) к животным обычно относятся утилитарно. Для них собака — это помощник пастуха, а кошка должна ловить мышей. Но настоящая эксплуатация природы начинается с рационалистической парадигмы мышления (оранжевый маркер, ценности успеха, познания и развития). «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», говорил Мичурин, и эти слова являются лозунгом всех тех, кто довел природу планеты до нынешнего состояния, даже если они никогда не слышали о великом селекционере.

А вот следующую парадигму мышления не зря называют экологической (зеленый маркер, ценности гармонии и взаимоотношений). На этом уровне развития человек начинает чувствовать общность со всеми живыми существами, и поэтому ядро активистов экологических движений и защиты прав животных составляют именно такие люди. А примыкает к ним огромное количество «фиолетовых», для которых мотивы заботы о природе совершенно иные: они природе поклоняются. Такие странные альянсы и приводят к тому, что хищническое, потребительское отношение к природе постепенно уступает место любви и заботе.

Ну а как относятся к природе носители высших парадигм мышления, вы поймете сами, когда познакомитесь глубже со спиральной динамикой и другими моделями эволюции мышления. Ну и, конечно, важно непредвзято оценить себя, ведь это первый шаг к открытию новых миров и освоению новых ступеней личностного развития.

(с) Валерий Пекар, специалист по спиральной динамике.

Добавить комментарий